Этот пост может будет немного занудным, но хочется по-порядку и о главном:
(Большинство теории из книги «сенсорная интеграция. Теория и Практика» Банди А. Лейн Ш. Мюррей Э.) Положения теории сенсорной интеграции:
1 Центральная нервная система пластична — занятия приводят к перестройкам мозговых структур. Формирующиеся навыки расширяют возможности взаимодействия индивида со средой и повышают уровень интеграции нервной системы.
2. Сенсорная интеграция развивается — формы поведения на каждой стадии развития, служат основой для формирования более сложных форм поведения. Цель занятий — обеспечить стимуляцию, которая будет направлена на определенные уровни мозга, давая возможность для их созревания или более нормального их функционирования, тем самым способствуя тому, чтобы мозг работал как единое целое.
3. Мозг функционирует как единое целое — вместе с тем, интеграция функций высшего порядка берет начало в интеграции структур низшего уровня, а также на основе имеющегося сенсомоторного опыта. Работа всех систем едина, высшие уровни контролируют низшие, но при этом также ими и контролируются. Личность, центральная нервная система — открытые системы и в процессе взаимодействия со средой способны к саморегуляции, самоорганизации и изменению.
4. Адаптивные формы взаимодействия имеют критическое значение для сенсорной интеграции — активное взаимодействие отражает взаимное прилаживание среды и индивида, в процессе которого он сталкивается с проблемами и обучается чему-то новому, а среда претерпевает изменения. Сенсорная интеграция развивается по спирали, что является признаком открытой системы : адаптивное взаимодействие способствует СИ, а способность вступать в адаптивное взаимодействие отражает уровень развития СИ.Нейронные модели, возникающие благодаря обратным связям от адаптивного взаимодействия , образуют основу для планирования более сложных форм взаимодействия. Активное участие имеет первостепенное значение. Выполнение более сложных движений говорит о том, что сформированы новые нейрональные модели.
5. У людей существует внутренняя потребность в развитии СИ через участие в различных формах активности.Первое, что появляется в результате терапии,- это уверенность в своих способностях и успехе. Внутренняя потребность видна по тому, с каким рвением, уверенностью в успехе и напряжением действует человек. Терапия увеличивает потребность отыскивать виды деятельности, связанные с самореализацией или саморазвитием, которые способствуют СИ.