Начать хочется с того, что нет универсальных способов и средств в работе с нежелательным поведением. В каждом подходе описываются несколько причин,и чем больше подходов, тем больше причин в итоге.
В каждом случае мы рассматриваем не только поведение, но и общий уровень развития, имея в виду развитие во всех сферах: эмоциональной, сенсорной, моторной, познавательной.
Например, если у человека высокая истощаемость и нежелательное поведение возникает часто, мы в первую очередь разрабатываем тактику, помогающую увеличить выносливость, обязательно подбираем предметы-заменители, которые дают сенсорный отдых и могут быть использованы человеком самостоятельно.
Ещë пример: человек провоцирует других на эмоции, пытается обидеть или ударить. Мы рассматриваем это с точки зрения игровой педагогики (работа с границами). Мы помогаем защищать границы окружающих и выстраивать собственные. Вместе осваиваем систему ценностей, разбираем, что приемлемо по отношению к другому человеку, а что нет. Подбор способов и предметов тут тоже играет важную роль, особенно если это поддерживается дома и в других местах занятий. Такое поведение требует более плотного сопровождения, поэтому в наших группах несколько педагогов.
Работа с нежелательным поведением требует от специалиста внутреннего спокойствия, чтобы человек мог почувствовать в нëм опору.
Сдержанные эмоции, спокойная бедная речь, минимум движений, продуманный план действий – это все помогает человеку успокаиваться, находиться вместе с вами в трудной ситуации и выйти из нее.
По собственному опыту могу сказать, что с такой работой специалист начинает справляться во время и после курса психотерапии, ведь это действительно потрясающе сложное умение — оставаться спокойным, когда когда вокруг буря эмоций, ураган физических действий и настолько напряженная атмосфера.
Важно работать с этим в команде: мы проговариваем и решаем, кто готов или не готов кого-то сопровождать.
Обговаривать и составлять план действий в команде – это уже половина успеха.
И самая главная мысль: нежелательное поведение – это только поведение, его нужно отделять от самого человека, с которым нужно познакомиться, установить контакт и, может быть, даже подружиться. Такое поведение возникает, когда человеку плохо и ему нужна помощь. Просто пока он не умеет это показывать другим способом.