«Коммуникация» — очень много всего стоит за этим словом, несмотря на простоту определения, которое вы найдете в интернете. Она высвобождает огромное количество ресурсов, которые можно использовать буквально во всем, что происходит в жизни.
Мы уже давно пришли к выводу, что главное в коммуникации — не способы и навыки, а желание. Ты можешь по-разному взаимодействовать с людьми — выбирая разный темп, прибегая к разным словам, вообще не используя речь. Для общения можно использовать все, что угодно.
Одна из главных трудностей наших ребят заключается как раз в том, что общаться они не хотят. Вернее, на первый взгляд не хотят. На самом деле есть очень мало людей, которые действительно не хотят общаться. Но беда в том, что ресурсы, необходимые для общения, нужно уметь как-то использовать, а с этим как раз тяжело.
Наша взрослая группа — яркий пример того, как это работает. Трудности с коммуникацией есть у каждого участника, причем трудности разные. Кто-то говорит об одном и том же, кто-то молчит, кто-то говорит, но не слушает другого, кто-то заменяет словами действия. Все эти трудности сразу же бросаются в глаза.
При этом в том, что желание общаться есть у всех ребят, вообще сомневаться не приходится. Больше того — они очень стараются и получают настоящее удовольствие, если что-то получается.
Сразу вспоминается недавний случай с Гошей. Гоша как раз в основном молчит, речь почти не использует, но в некоторых ситуациях неожиданно превращается в мастера коммуникации. В конце одной из последних тренировок мы записывали видео для ребят, которые заболели и не смогли прийти. Когда мы навели камеру на Гошу, он выдал целую тираду, причем осознанную! Мы как-то совершенно не ожидали!
Еще было классно в прошлом году, когда перед прощанием один участник сидел на полу, и Гоша невозмутимо подошел к нему и попытался помочь встать… Впрочем, про коммуникацию каждых из ребят хотелось бы написать отдельно, и яркие примеры в том числе.
Помогать ребятам налаживать общение — одна из главных наших задач как педагогов. В ее решении очень важна роль куратора. Его мы выбираем по обоюдным симпатиям, так помогать получается более естественно. Идеально, когда педагог и спортсмен похожи, когда характер и темп совпадают. Это может быть началом прекрасной дружбы, общаться становится так приятно, что отношения видоизменяются, а это происходит только в обоюдном процессе.
Например, Миша с Юлей любят бегать, кричать, играть, двигаются в быстром темпе, им тяжело спокойно сидеть, они все время придумывают что-то новое. Гоша и Андрей, наоборот, очень спокойные, любят посидеть и отдохнуть при любой возможности, мало говорят, поддерживают и оберегают порядок. Рудик и Боря любят поболтать, не любят просто сидеть, а еще получают удовольствие от бега и готовы носиться даже во время перерыва.
Про отношения с этими и остальными нашими ребятами и то, как это влияет на коммуникацию, мы тоже обязательно расскажем подробнее.
А это пусть будет что-то типа анонса или вводного текста по такой сложной и обширной теме.