Праксис (моторное планирование)

При любых особенностях восприятия мира так или иначе проявляются трудности с планированием деятельности и выполнения программы, это наблюдается и в собственной деятельности, и в заданной инструкции. Если человек отказывается от задания, демонстрирует аутостимуляции, тревожится от чего-либо нового, то скорее всего у него трудности праксиса. В основе праксиса лежат два вида соединений: обратная связь и, назовем это план. Нарушение чаще всего в одном виде соединений, но отрабатывать их нужно вместе, иначе не работает) Если вам не хватит теории, сообщайте, можно углубиться и в эту сторону. Но я начну с практики, мне кажется так понятнее.

Это очень сложная тема, поэтому давайте разбирать ее по частям и начнем с самого простого.

Представьте, что моторный праксис делится на три этапа: идея (моторная идея), планирование и исполнение. Нарушение может быть на любом этапе, а может и на всех.

Давайте попробуем понять как это происходит у нас, хотя это очень сложно, т.к. мы умеем выполнять уже неосознанно большинство повседневных активностей. Лучше представить совершенно новое, чего вы не пробовали. Например, залезть на скалодроме наверх. Конечно, если это предстоит первый раз мы испытываем тревогу, дальше мы смотрим и понимаем, что придется использовать ноги и руки, а может что-то ещё (идея). Смотрим на других людей, запоминаем их действия, выбираем кочки, которые сможем преодолеть (планирование) и наконец, подбодрив себя чтобы тревоги стало меньше — решаемся (исполнение). Это конечно очень грубо описанный пример, но по нему становится понятно какие трудности бывают у ребят, если так не получается. И не только на скалодроме, а в простых, иногда даже бытовых видах деятельности. Повторю, что тема сложная и надо начинать с самого простого. Самое начало, это пространственно-временная организация. Подавляющее большинство ребят имеют трудности в этом направлении, поэтому необходима специальная помощь. Думаю от всех педагогов вы слышали про расписание и зрительное подкрепление. Но давайте рассмотрим как использовать эти инструменты в данном случае.

Я видела многие занятия, где человеку сразу «задают» программу, показывают что за чем идёт, каждый раз возвращаются к расписанию, пытаются чтобы ребенок сам начал в нем ориентироваться. Но это скорее поведенческое приучение к дисциплине. Если мы хотим работать над праксисом, начинать нужно с более низших структур, а это в нашем случае пространство и время. Попробуем сразу перейти к примеру:

Человек не понимает часы, месяцы, считает только в пределах 10 со зрительной опорой или не считает вообще. Стереотипное поведение, много ритуалов, очень важно, чтобы все было «по-моему». Если все перечисленное совпадает, попробуем сделать такую опору:

Сразу скажу, что я объясняю принцип работы, исполнение может быть другим)

Мы обозначаем, что занятие длится один час. Но чтобы час не был абстракцией, мы разделяем его по 10 мин и ставим будильник. Важно, что вводим это в приятной для человека деятельности, лучше всего в игре. Каждые 10 мин мы зачеркиваем или клеим карточку сверху, просто проговаривая, что прошло 10 мин, это ещё не конец. Через 30 мин и 3 зачеркивания мы обсуждаем, что прошла половина времени, столько же осталось. В последние 10 мин нужно обозначить, что они последние, что можно успеть то, что ещё не успел. Таким образом нужно повторять до тех пор, пока человек не начнет ориентироваться в этом часе, лучше всего, если он начнет самостоятельно зачеркивать или приклеивать карточки.

Только после отработки такого «начального» этапа планирования, можно переходить к «высшему» уровню программы:

Берём такое же расписание часа и обсуждаем что будет происходить. Пример:

Первые 40 мин мы играем в крокодила, а в последние 20 мин вместо крокодила будет акула. Важно, что человек сам придумывает как и когда он хочет играть, это и есть планирование. Наберитесь терпения, если сначала ребенок хочет играть весь час в одно и тоже, так не будет всегда. В таком случае вносите любую вариацию в этот час. Пример:

Крокодил нападал полчаса, а здесь, ты его победил, я запишу это. В следующий раз, можно спросить, будет ли побеждать крокодил и в какое время.

После окончания занятия хорошо проговорить расписание несколькими предложениями: сколько всего мы с тобой успели за час. А это не успели, сделаем в следующий раз.

И после отработки такого уровня планирования, можно переходить к высшему пилотажу: сейчас задание, потом игра. После такой работы человеку будет доступно и понятно любое расписание. Таким образом мы уменьшаем чувство тревоги, создаём атмосферу успешности и контроля ситуации, аизначит снижаем нежелательное поведение и мучения от выполнения того, что не очень нравится(уроки, тяжёлые упражнения и и.д ) И, самое главное, человек будет более самостоятельным, сможет действовать не только по инструкции, а принимать решения сам.

Даже если вам кажется это достаточно примитивным, попробуйте и посмотрите какие результаты это приносит. Таким образом мы помогаем человеку активно участвовать, осознавать, а значит учиться пользоваться этим.

Тяжело это все раскрывать на словах и если что-то осталось непонятным, буду рада вопросам.

В следующем посте я покажу как мы прорабатываем это на тренировке начиная с самого простого уровня.