image
НАЗАД

Зрительно-пространственные представления

Извините, что так долго)

Онлайн тренировки продолжаются, но я совершенно в них не участвую, хотя мысленно рядом и слушаю вас вместе с Демидом)

Поэтому буду писать о полезном:

Зрительно-пространственные представления

— Как много в этих словах…

Одна из моих любимых тем, в которой сложно понять с чего начать и чем закончить)))

Очень сложная, но важная. Поэтому хочется с ней разбираться и делиться.

Целиком ее освоить трудно, но я по своей привычке считаю, что начинать нужно с самого начала. Понимая начало легче продолжать самостоятельно.

Как и многие другие сложные системы человека, она начинает формироваться на первом году жизни. В очередной раз поражаюсь сколько всего делает маленький ребенок.

В норме все это происходит незаметно, ребенок много занимается отработкой самостоятельно, нужно только предоставлять материал для изучения.

Как мы можем понять, что есть трудности:Основание для надстройки более сложного просто и видно (на первый взгляд). Многие называют это мелкой моторикой, но я убедительно прошу это так не называть) — многие ребята с прекрасной мелкой моторикой имеют такие нарушения.

Первое, на что мы смотрим — захваты руки. Мало того, что они должны появляться постепенно все, но и важно «как». Чтобы осваивать пространство абстрактное (расстояния, листок бумаги, чтение и ещё очень много всего другое), человек должен научиться подстраивать «себя» под это пространство. Подстройка руки под предмет является главным маркером. Но, надо сказать и в крупной моторике это видно не хуже.

Давайте вспомним какие захваты развиваются:

  1. Ладонный захват- предмет берется ладонью и большим пальцем. Ребенок учится управлять руками, которые только распрямившись (у младенцев ручки почти всегда зажаты в кулачки). Важно, что этот и последующие захваты отрабатываются обеими руками. Таким образом предмет удерживается несколько секунд, а потом дольше.
  2. Пинцетный захват — указательный и большой палец. Движения ещё грубые, пальцы достаточно прямые. В этот период человеку становятся интересны маленькие предметы. Если сравнивать с ладонный, вы увидите, что плоскость меняется, рука разворачивается вниз.
  3. Ножничный захват — постараюсь не вдаваться в физиологию, но надо сказать, что его отличие в использовании локтевой кости, т.е. осваивается не только рука (ладонь пальцы), но и вся «рука». Это большое достижение.
  4. Щипковый захват — часто объединяется с ножничным, но это не совсем корректно. Щипковый захват появляется после овладения руки и является показателем изучением пространства. Он совершается большим и указательным пальцем, но отличается подстройкой пальцев под предмет. Представьте сколько человек уже освоил и изучил. Теперь он оперирует образами из памяти, оценивает предмет, расстояние и другие доступные характеристики. Это «жемчужина» захватов. Только убедившись, что он развит достаточно, мы можем переходить к остальному телу, т.е. крупной моторике.

Отработка захватов может быть в разнообразном виде, самый простой, которым пользуются дефектологи — это открывание разных крышечек.

Этого должно быть много. Например, шоколадку на десерт давать не просто так, а в разных банках. Разные они должны быть и по размеру и по типу крышек. Подобнее, что и как подбирать для занятий, лучше рассматривать индивидуально.

Развитие крупной моторики с этой точки зрения как обычно требует определенной среды и безопасности. Нужно давать много пространства для экспериментов (падения, скатывание с горки во всевозможных позах). Если такое обеспечить трудно — мяч или достаточно большие и мягкие предметы для кидания.

Первое, что формируется — это подстройка тела к неподвижному предмету, затем к движущемуся. И высший пилотаж — подстройка тела в движении к движущемуся предмету. Если человек осваивает это, наша активная работа в этой системе может быть закончена. Но очень важно предоставить много возможностей для экспериментов, как у маленьких детей, которые целыми днями это отрабатывают и изучают.

На видео занятий с моим другом Федей (мама Анна, которая к счастью согласилась на демонстрацию наших занятий), мы отрабатываем такие представления. Надеюсь будет заметно, как в начале это происходит медленно, а в последствии темп увеличивается. Подчёркиваю — у человека должно быть чувство успешности и активного участия. Это НЕЛЬЗЯ выполнять как задание и говорить «неправильно». Так, человек не будет совершать попытки, они в начале всегда неловкие и трепетные.

Обратите внимание, как сначала Федя стоит и готовится к предмету, потом он начинает позволять себе эксперименты.

Проблемой является то, что количество занятий (даже большое) дают мало результата, я убеждена, что лучший результат достигается родителями. Ежедневно «подсовывая» нужные задания или деятельность. Так как человек должен не только научиться подстраивать руку под предмет, он должен отработать настолько, чтобы это перешло в бессознательный уровень, т.е. автоматически.

К сожалению, по опыту моей работы это нарушение одно из самых сложно переходящих в перцепцию (прожитый опыт, который тут же извлекается из моторной памяти при необходимости).

Поэтому тут главная рекомендация в количестве и, конечно, качестве.

Важно, что в начале работы темп должен быть очень медленным, даже если человек очень быстрый и активный. Мы добиваемся осознанной подстройки тела, а это умение новое и требует неспешности , даже скурпулезности.Так будет не всегда, конечно, если мы все делаем правильно, темп увеличивается и в скором времени это может выглядеть как свободная игра или повседневная активность.

Это описание конечно небольшая часть темы, т.к. она действительно сложная. Но, мне кажется, для начала, это то, что может делать любой родитель или специалист и наносить непоправимую пользу)))

https://www.facebook.com/kornbite/videos/2869290613154218/

Оставить комментарий

Метки