image
НАЗАД

«Социализация — это возможность ребенка, когда он вырастет, жить самостоятельно»

Со стороны успехи наших ребят могут показаться мелкими, незначительными — и зачастую только родители, преподаватели и тренеры понимают, насколько важны эти изменения. Об одном из наших ребят, Лёве, его увлечениях, достижениях и том, что такое социализация, рассказывает мама Лёвы, Анетта. 

— Расскажите о вашем ребенке: сколько лет, чем увлекается? Что ему или ей, нравится?

— Меня зовут Анетта, я мама Лёвы, сейчас ему 13. Главное его увлечение — это книги, причем любимые — это всевозможные энциклопедии и справочники, нехудожественная литература. Еще он очень любит прыгать на батуте. 

— Какие достижения Лёвы для вас самые важные и заметные?

— Самое важное достижение — это речь, возможность получить адекватный ответ в формате да/нет. Также очень важны навыки самообслуживания. И еще одно наше большое достижение — это осознанное чтение. 

Лёва делает множество маленьких шагов, каждый из которых — уже победа. Вот например сейчас Лёва сидит на маленьком тракторе, который мы купили, чтобы Лёва мог стричь траву на участке. Поначалу сын очень боялся и ни в какую не хотел на нем сидеть, он очень боится всего нового — но вот мы преодолели этот страх, Лёва сидит на тракторе, и это наше небольшое достижение. 

— Как дается вашему ребенку взаимодействие с другими людьми? 

— Найти контакт с обычными детьми Лёве почти не удается, со взрослыми ему все же проще. Взрослый человек заинтересован в общении, он подождет, пока ребенок-аутист ответит, а вот ребенок, не получив ответ сразу, убегает, дети обычно не горят желанием выстраивать диалог. Общение удается только с теми детьми, с кем Лева близко знаком. 

— Что для вас социализация?

Для меня социализация — это возможность ребенка, когда он вырастет, жить самостоятельно. Соответственно все направленное на это самостоятельное будущее, является социализацией: возможность налаживать общение с другими людьми, обратиться с просьбой, ответить на вопрос, если он потерялся, пойти в магазин, выбросить мусор, позвонить по телефону. В общем вся жизнь в социуме. 

— Что вы получили от занятий в «ЯКоманде»?

— В первую очередь, мой ребенок получил возможность быть самостоятельным и выстраивать отношения без поддержки и без указующего жеста. Во-вторых спортивные занятия дали лучше почувствовать свое тело, координацию. Мы с нетерпением ждем каждой тренировки!

— Куда, опираясь на ваш опыт, родителям нужно обратиться за помощью? 

— Получив диагноз, я бы в первую очередь советовала идти в Центр лечебной педагогики на все, что предложат. Обязательно ищите группы со сверстниками, главное, чтобы к ребенку доброжелательно относились и давали самостоятельность. 

Ходите на занятия, где в группах есть нормотипичные дети, нельзя отдавать ребенка туда, где большинство ребят ненормотипичные, так как ребенок перенимает особенности их поведения. Обязательно посещайте спортивные секции,  это даст возможность эмоционального выплеска. 

Опять пройти обследование у врачей, хороших врачей. И не загружать дефектологическими занятиями за столом. Самое главное — это развивать ребенка через игру, а не через дрессировку

— Каких программ, занятий или социальной поддержки, на ваш взгляд, не хватает? Что хотелось бы изменить?

— Очень не хватает групп, где ребенок был бы отдельно от родителей, большинство групп с самого детства было рассчитано на то, что рядом будет сидеть мама или няня. Когда ребенок совсем маленький, это понятно, хотя я считаю, что нужно как можно раньше давать  ребенку возможность выстраивать самостоятельную регуляцию. Очень хочется чтоб были «группы-передышки», где ребенка можно оставить на какое-то время. 

В подростковом возрасте катастрофически не хватает групп керамических, рисования, общения, робототехники, того же футбола — точнее они есть, но никто не хочет пускать туда ребенка с аутизмом. Да, он будет ходить кругами долго, но ведь потом он сделает, никто не готов тратить время на это долгое хождение, поэтому чаще всего нам просто отказывают.

— Что бы вы хотели сказать родителям ребят с особыми потребностями оглядываясь на ваш опыт?

— Все ребята разные и давать общий совет очень сложно. Пока ребенок маленький, ищите специалистов, которые научат общению через игру, старайтесь, чтобы он проводил больше времени со сверстниками и делал что-то самостоятельно. В детстве развивать самостоятельность проще, чем когда ребенок вырастает. Всем родителям надо объединяться и делать все, чтобы в будущем наши ребята не попали в ПНИ. Думать об этом надо сейчас, потому что потом будет поздно

Оставить комментарий

Метки