Свобода и ответственность

В группах общения мы стараемся создать атмосферу максимально возможной свободы, степень которой определяется только возможностями ребят и педагогов

Что это значит? 

Свобода — это очень сложно, в ней нет опор, четких правил и указаний, поэтому надеяться приходится только на себя. А это страшно — причем и для детей, и для взрослых. Мы часто видим растерянность, ведь ребята привыкли к тому, что им говорят, что и как делать.

Задача преподавателя и волонтеров — помогать каждому найти свою опору для свободной игры и общения. Здесь нет универсального средства, для кого-то опорой становятся ощущения, ведь знакомство с собой начинается через тело, оно дает возможность чувствовать свои силы и компенсировать дефициты ощущений.

Для других ребят опорной становятся простые правила, структура игры. Ребятам может казаться, что люди вокруг все время хаотично двигаются и что-то говорят — это непредсказуемо и даже немного страшно. Игры по простым правилам вносят необходимую структуру, к тому же, в такие активности легко вовлекаются другие ребята из группы. 

Ну и самое сложное, но дающее много возможностей — опора на отношения. Установление контакта со взрослым, развитие таких отношений помогает ребятам сделать первые шаги на пути к взаимоотношениям, где есть и утешение, помощь в трудных ситуациях, моральная и физическая поддержка новых начинаний. Мы занимаем позицию «старшего товарища» и помогаем без нравоучений, ведь иногда нужно просто почувствовать крепкое плечо взрослого рядом — и даже не обязательно на него опираться. 

В некоторых ситуациях мы специально ведём себя весело и по-детски: берём на слабо или даже побуждаем к небольшому хулиганству. Эта «несерьезность» — одна из особенностей нашего подхода, она помогает ребятам расслабиться, делая занятия еще более эффективными.