Помощь на занятиях или искусство маленьких шагов

Для успешных занятий важно правильно подобрать поддержку по типу и интенсивности, а на следующем этапе не менее важно, чтобы педагог передавал инициативу, оказывал всё меньшую поддержку.

Но обо всем по порядку.

Вначале важно определить возможности, уровень развития эмоционально-волевой, когнитивной сфер, особенности моторной сферы, неврологические особенности, — чтобы решить, какая помощь необходима.


Чтобы понять мотивацию каждого конкретного человека, важно познакомиться с ним, не просто узнать, как его зовут, а понять его и «почувствовать»: для кого-то участие в групповом занятии забирает силы, сенсорная насыщенность отвлекает и не даёт показывать возможности, утомляет.

В таком случае мы бережно обустраиваем пространство, структурируем его, помогаем внести порядок в окружающий непредсказуемый сенсорный хаос. Помогаем наладить правильный ритм, визуальные и речевые опоры, ритуалы и способы отдыха. Такая помощь позволяет почувствовать пространство более безопасным, предсказуемым, а значит, позволит человеку находиться в нем дольше и лучше себя чувствовать.

Физическая помощь — это то, к чему мы прибегаем в крайних случаях и только в начале, если возникают трудности о том, чтобы понять или выполнить задание. Для нас главная ценность — максимально самостоятельное выполнение, даже если оно далеко от заданного примера.

Важно чувствовать, когда человек может сделать больше, чем вчера, давать ему такую возможность и радоваться попытке. А в те дни, когда он не в форме, не настаивать, если что-то не получается. Такое ведь случается с каждым из нас.

Если собственной мотивации недостаточно для выполнения заданий, педагог может передать инструменты, которые используются на занятии. Например, сначала педагог выкладывает карточками план тренировки и отслеживает выполнение. Следующий шаг будет заключаться в том, чтобы человек снимал карточку с выполненным упражнением сам, а потом и самостоятельно выбирал себе упражнения на карточках.

Чем меньше помощи мы предоставляем, тем более самостоятельным человек становится. Начинает управлять собственным поведением, приобретает большую уверенность в себе.